четверг, 23 февраля 2012 г.

Жеский и мягкий свет в портрете. Часть 1


В этом обзоре я хочу привести выдержки из статей прекрасного московского фотографа Олега Титяева. И, хотя рассказ о типах света ведется на примере работы студийного оборудования, но от этого свойства света не меняются — жесткий остается жестких а мягкий мягким что в студийных моноблоках, что в портативных вспышках. А в этих статьях очень все расписано настолько правильно и грамотно со стороны настоящего практика, что остается только сказать «спасибо!» и представить вашему вниманию.


Как человек, проводящий много времени в студиях и вообще неравнодушно относящийся к фотографии, очень часто вижу, как начинающие, а порою и не только, фотографы буквально боятся света. Бывает, что после нескольких часов съемки «портфолио» наблюдаешь, что в студии фотограф даже не притронулся к свету. На вопрос администратора, что вам нужно, следует секундный взгляд в недра студии, обнаружение там четырех софтбоксов, оставшихся после предыдущей съемки и безразличный ответ, «так пойдет». Сам был свидетелем, как после такой съемки ни одна лампа не изменила своего положения.
…да действительно, то что порой фотографы принимают за жесткость или мягкость, это рефлексы от стен, которые мы ловим…
А ведь съёмка портфолио это поиск модели светом, это «раскусывание» модели светом. Не покраска ее во всевозможные цвета, не взлохмачивание волос в голову-микрофон, а попытка предложить несколько своих решений, своих взглядов на то, как она может выглядеть. Хорошо сказал один фотограф — портфолио надо снимать быстро, постоянно меняя свет. Рецепт прост. Гениально.

Все знают ,что чем свет ближе, тем он мягче. Однажды мы поспорили с одним фотографом (да и не с одним, и не раз) об этом. После 15 минутного своего раздумья (и моего беспрерывного аргументирования с энергичным маханием руками), он согласился, «да действительно, то что порой фотографы принимают за жесткость или мягкость, это рефлексы, которые мы ловим от стен». Даже большой софтбокс, отнесенный на большое расстояние превратится в очень жесткий источник. Только чтобы это понять, нужно одеть соты и выкрасить стены в черный цвет. Это один из множества примеров, которые я могу привести, рассуждая об элементарной теоретической безграмотности, иногда просто нежеланием, а иногда и страхом всё это обсуждать и изучать.

Определим две грани — два полюса.

ЖЕСТКИЙ СВЕТ — солнце, свет лампы, прожектор, фонарь, фары автомобиля. Т.е. что-то резкое, жесткое, подчеркивающее фактуру, объем, свет, ярко передающий цвета, создающий глубокие тени.

МЯГКИЙ СВЕТ — пасмурная погода, сумерки, дневной свет из окон. Он обвалакивает, скрывает фактуру, смягчает цвета, уплощает, разглаживает объем, создает спокойствие, умиротворение.

Поэтому, когда я хочу подчеркнуть фактуру лица модели, подчеркнуть ее красоту, создать яркую, драматическую картинку, я выбираю жесткий свет. Этим же обрекаю себя на необходимость очень тщательно, очень ювелирно оперировать со светом, ведь иногда сдвиг источника света на пару сантиметров в корне меняет картину. С другой стороны, когда я вижу, что модели не идет жесткий свет, я стараюсь все больше и больше снимать мягким светом, модель становится похожа на ту, которую привыкла себя видеть в зеркале, она для самой себя становится «узнаваемой». Жесткий же свет — это уход от привычного восприятия модели, чего многие, в основном в частных заказах, не хотят.

Есть еще один аспект выбора между жестким и мягким светом. Его можно определить такой не совсем приятной фразой: “Жесткий свет красивых моделей делает красивее, некрасивых еще некрасивее” Увы, как это не печально и не жестоко, но это так. И работает в 95% случаев. Поэтому, если я делаю съемку модели, я скорее буду увлекаться схемами с жестким светом, если это частная съемка, или съемка девушки, “считающей, себя моделью”, у меня будут превалировать мягкие софтбоксы или что-то вроде того.

Итак, начинаем с одной из моих любимых световых схем с верхним фронтальным жестким светом. Это одна из самых красивых схем света, но как мы говорили, идет она далеко не всем, поэтому я и опишу немного свой взгляд на эту схему. Здесь модель смотрит в камеру, ее лицо повернуто на камеру, свет расположен сверху фронтально. Естественно какие-то отклонения от идеальной линии возможны, но когда боковая тень от носа станет выраженной и тем более достигнет тени на щеке мы будем говорить уже о боковом свете, и это уже совсем другая история.

Посмотрим на эту фотографию.

Мы видим как фронтальный свет красиво лег на лицо: прекрасно структурировал волосы, подчеркнул линию бровей, обозначил объем губ, даже немножко большая тень под носом не смущает в данном случае, потому что она не выделяется на фоне глаз и губ (ну, если не присматриваться Тень на шее, повторяющая линию подбородка, придала фотографии некоторую монументальность, а небольшая тень на фоне придаёт (или вернее сохраняет) объем рисунка. Фотография намеренно немного пересвечена, плечи уходят уже в 100% пересвет, это еще больше придает драматизма, монументальности фотографии. Модель смотрит уверенным взглядом и всё это создает образ уверенной в себе, красивой, сильной, доминирующей девушки. И здесь жесткий фронтальный свет отработал на 100%.

Вообще, вопрос о доминировании модели на фотографии — это отдельный, очень важный вопрос. Мне нравится термин “доминировать”. Я к этому стремлюсь каждую секунду. К тому, чтобы модель доминировала над всеми, чтобы не фотограф доминировал над моделью. Я имею ввиду в образах, а не в стиле общения на съемочной площадке. Как мне сказал один известный фотограф: “Мы их и снимаем то с полу, чтоб они доминировали над нами, а вовсе не за тем, чтобы ноги были длиннее, их мы удлиним в Фотошопе». В этой шутке есть громадная доля истины, и я думаю мы еще вернемся к этой теме.

Но, не смотря на всю кажущуюся простоту и распространенность, это — одна из самых сложных световых схем для фотографа. Когда ты начинаешь играть ракурсами, играть положением головы, таскать свет из стороны в сторону мы получаем в руки на порядок больше инструментов, а здесь только 2: высота рефлектора и наклон головы. Поэтому, здесь важно найти идеальный наклон головы модели и высоту рефлектора (иногда сантиметры оказывают решающее значение), именно это определяет, как ляжет свет на модель.

Попробуйте сразу сделать десяток фотографий, проведя дугу рефлектором от уровня камеры до почти вертикального положения над головой модели, затем еще десяток фотографий, поставив рефлектор где-то на 45 градусов над головой модели и попросим ее сначала наклонить голову вперед, посмотреть на вас исподлобья, а затем постепенно поднимать голову вверх до тех пор, пока она видит вас взглядом.

Да, 95% из того, что получится, будет полным ужасом, но вы получите не сравнимый ни с чем результат:

- Во-первых, вы получите сразу ответ, стоит ли продолжать с такой схемой света (иногда усилия бывают напрасны, и надо быстро переходить к другим схемам),
- Во-вторых, если стоит, то вы наверняка увидите там, просматривая снимок за снимком, несколько удачных решений, подсказок.

На всё должно уйти минуты 2-3, на просмотр минута. Я, конечно немного утрирую, я могу уже на первом снимке сказать себе — “всё, хватит, давай пробовать другой свет”. Но вы пробуйте, через нескольких таких простых упражнений вы начнете уже гораздо легче и главное быстрее понимать, и обозначать себе направления следующих шагов. 

Вот, к примеры фотография, где мною было выбрано наклоненное вперед положение головы, взгляд исподлобья, для того чтобы сохранить светотеневой рисунок, я опустил лампу очень низко, рефлектор находится чуть выше камеры. Это пример того, когда просмотрев множество вариантов, я выбрал один из самых подходящих ракурсов и уже здесь работал со светом, подбирая необходимый угол.

Итак нашли положение, смотрим что тень от носа не достигает верхней губы, глаза не проваливаются в тёмные пятна, нет каких то неприятных теней. Смотрим на тень от волос, на скулы, на носогубные складки, на тень от подбородка. Если на некоторых фотографиях она (тень от подбородка) усиливает драматизм, монументальность фотографии, слившись с тенью на стене и превратившись в некий постамент, основание фотографии. В других случаях эта тень может превратится в черный ошейник, и надо очень внимательно смотреть на этот участок: тень на шее, положение плечей, их соотношение с тенями на стене, иногда именно решение этой задачи придает изящность фотографии, добавляет ей основание, опору, завершенность, и избавляет ее от бытовой банальности.

И если вы решили для себя, что такой свет идет модели, то все — пришло ваше время делать гениальные фотографии, набивать фотографии десятками, сотнями, прося модель немного двигаться, анализируя каждый шаг. Я считаю что такая манера съемки, когда ты набиваешь сотни кадров — это лучшее решение. Модель не должна ждать. Вспышка с шагом в 1 секунду завораживает ее, она расслабляется, она не видит вас, она ослеплена, она не слышит от вас дурацких команд типа: «Ну изобрази какую-нибудь эмоцию», она остается одна на один с камерой, она работает уже сама с собой, не видя вас, и ваши легкие подсказки “Подбородок чуть вверх, плечо влево» это уже советы сильно заинтересованного, но не вмешивающегося в процесс, не подавляющего ее человека. Это ее игра, и дайте ей в нее наиграться. Результат превзойдет все ожидания. Но я думаю, я немного отвлекся…


Ссылка на оригинал статьи: http://tityaev.livejournal.com/10762.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий