четверг, 1 марта 2012 г.

Расстояние от модели до вспышки и фона

Этот обзор я уже давно хотел написать, но не совсем понимал, как же его правильно показать, чтобы было понятно, как расстояние от вспышки до модели с одной стороны, и от модели до фона с другой, влияют на рисунок света, на цвет и тон фонового освещения…

Остановлюсь сегодня на работе с модификаторами, которые призваны смягчать свет — софтбоксы. Этот же принцип относится и к фотозонтам, но там есть небольшие влияния от переотражений света, которые немного могут помешать чистоте эксперимента. Так же в обзоре используется только один источник света.

Как далеко следует размещать вспышку от модели при съемке? На первый взгляд, ответ на этот вопрос простой: чем ближе к софтбоксу и зонту, тем мягче будет свет, чем дальше мы будем отодвигать вспышку, тем жестче… Это верно. Но, на самом деле, все не так просто..))

Сразу скажу, я осознанно делал тесты не в студии, а в домашних условиях, которые, по мнению многих, никак не подходят для качественной фотографии. Но весь сайт мой направлен на то, чтобы рушить этот миф и показывать, что классные фото можно делать везде.

Для первого кадра я установил на стойку вспышку с софтбоксом EazyBox 60×60 см. После этого взял в руки флешметр и замерил мощность импульса на разных расстояниях — начиная от полуметра от вспышки и заканчивая импровизированным фоном.


Посмотрите, как интересно происходит падение интенсивности освещения (я специально ставил метки для основных диафрагментальных чисел, разница между которыми равняется одной ступени): совсем рядышком с софтбоксом мощность довольно велика, на уровне f/16. Далее, на расстоянии даже меньше полуметра интенсивность падает в два раза и получаем значение f/11. Следующее падение в два раза происходит уже более, чем через пол-метра (f/8), и далее происходит увеличение расстояния падения интенсивности в два раза при каждом новом переходе на f/5.6 и f/4.0. (Нужно будет найти как-то место длиной метров в 10-15, чтобы показать, что расстояние от показателя f/4.0 до f/2.8 будет несколько метров).

Именно из-за такого неравномерного падения мощности освещения и происходят те самые «не все так просто» вещи». Посмотрите на следующий кадр, где я разместил модель в районе метки f/16, чтобы начать тест:
Когда молодой человек выпрямится, то его лицо окажется в районе f/16, а затылок — уже на отметке f/11! Тоже самое будет, если он развернет плечи или примет любую другую позу, которая отличается от простого «анфас-фото-на-паспорт». Если вспышку разместить слишком близко к модели, то вы можете получить разницу в освещении в пределах одной-полутора ступеней на одном человеке. Конечно, это иногда может дать интересный «драматический» и высоко- контрастный рисунок, далеко не всегда…

В данном тесте я установил софтбокс не прямо, а немного под углом, где-то около 30 градусов, что более естественно для съемки портретов. И это послужило еще одним фактором, который очень сильно повлиял на световой рисунок при размещении вспышки близко к модели.
f/16, 1/160 сек, ИСО100
Тут мы получаем кадр с высоким контрастом из-за перепадов интенсивности освещения и размещения вспышки. Даже может сложиться впечатление, что перед моделью не софтбокс, а какой-то маленький модификатор, который светит жестким светом (более подробно про мягкость и жесткость света читайте в этом цикле статей).

А стоит только немного отодвинуть модель от вспышки, то получается совершенно другой портрет (мощность вспышки не меняется, только открывается диафрагма в соответствии с расстоянием от вспышки):
В районе метки f/11
f/11, 1/160 сек, ИСО100
Смещение всего на полметра — а как меняется рисунок! И контраст, и освещение меняются кардинально, так как положение софтбокса осталось прежним, и левая часть (от фотографа) лица модели уже попадает в освещенную зону. Тени довольно мягкие, контраст еще есть — но он намного ниже, чем в первом снимке.

И, кстати, обратите внимание на фон — он стал немного светлее (пока что еще -чуть-чуть — но все же). Дело в том, что разница между установленной на камере диафрагмой f/16 и светом на фоне по показаниям флешметра f/4.0 составляет 4 ступени, а между f/11 второго кадра — 3 ступени. Т.е. — фон начинает выходить из «недодержки» относительно модели.

Идем дальше — перемещаю модель в район метки f/8:
Здесь перепада мощности еще меньше и контраст уже не настолько вмешивается в «создание эффекта жесткости», хотя, если внимательно приглядеться, тени становятся немного жестче:
f/8, 1/160 сек, ИСО100
На этом расстоянии модель уже может поворачиваться гораздо свободнее с точки зрения того, что интенсивность света не будет слишком уж разной, например, на переднем к камере и заднем плече. И снова — фон. Он еще светлее, так как разница между f/8 и f/4.0 — две ступени.
Перемещаем модель в район отметки f/5.6:
Здесь все становится еще более предсказуемым — и контраст не очень высок, но жесткость повышается, и фон уже очень хорошо освещен из-за разницы в диафрагме, выставленной на камере в значении f/5.6 и фоном на f/4.0 — всего одна ступень.
f/5.6, 1/160 сек, ИСО100
Особенно хорошо видно, что освещенность стала равномерной по волосам — они теперь не уходят в тень.

И, напоследок, подведем модель к самому фону:
К сожалению, в последнем кадре я немного не попал с фокусом, переснять не могу — но не очень страшно. Тем не менее, из этого кадра прекрасно видно, свет уже довольно жесткий, а фон — практически белый, какой он и есть на самом деле:
f/4.0, 1/160 сек, ИСО100
Так на каком же расстоянии нужно устанавливать вспышку от модели, и как далеко уходить от фона? Мой традиционный ответ — решать вам..)) В том то и прелесть фотографии, что нет правильного ответа вне контекста конкретной съемки. Просто следует знать, что получается в том или ином случае, и насколько это соответствует задаче фотографа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий